ВыходВход

Меню сайта

Категории статей
Статьи Главы ОКРС [85]
Персональные материалы Главы Собора
Соборные статьи членов ОКРС [0]
Публикации руководства(ближнего круга) ОКРС

Форма входа

Поиск по статьям

Друзья сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 165

ДЕСЯТЫЙ СВЯТОЙ(лист6) или...
» Каталог статей » Статьи Главы ОКРС
ДЕСЯТЫЙ СВЯТОЙ(лист6) или...

ДЕСЯТЫЙ СВЯТОЙ(лист6) или...
      Свидетельства о характере Владыки ФИЛАРЕТА весьма разноречивы и впечатление их таково, что, как будто, заставляет согласиться со словами И.С.Аксакова, что "обрушилась громада славы".
      Суммируя кратко характер Митрополита Филарета по одному документу (имеется ввиду записки С.М.Соловъёва, в которых уделяется несколько страниц и характеристике Святителя), мы будем вынуждены произнести такие тяжкие слова: "Митрополит Филарет был крайне испорченным человеком, принадлежащим к масонской партии, льстецом, деспотом, обескурантом, святым в глазах московских барынь, хищным животным, под гнётом которого наставники академии и семинарии терпели неслыханные истязания..."(вам не напоминает это характеристику Григория Ефимовича Рос-ПУТИНА?)... А.Н.Заозерский - биограф Филарета так говорит о Нём: "Вот моё приношение в венец Митрополита Филарета: Он был еретик, революционер, карбонарий, деятельный крамольник  (а это уж очень похоже на характеристики в отношении Меня!примеч.наше). При этом я считаю долгом оговориться, что всю честь этой находки я должен отдать покойному профессору И.Н.Корсунскому, с самоотверженною любовию собиравшему самые разнообразные "венцы и памятники" жизни и деятельности Митрополита Филарета".
      И далее: "... Я не стану останавливаться на изложении этого тёмного дела русского православного полковника и синод-прокурора(графа Потасова), я укажу только как на доказательный факт. что удаление Митрополита Филарета  из Священного Синода последовало за Его энергичное стояние за достоинство РУССКОГО ЯЗЫКА, за тщательное изучение Слова Божия".
     По поводу этих слов (об устранении от службы) впоследствие профессор Московской Духовной Академии Н.С.Казанский писал: "Люди, вмешавшиеся не в своё дело, которых не жаль было метлою смести с занимаемого ими места, мужа, заменить которого может быть не найдутся способные не в одно столетие, едва не принудили отказаться от должности".
     "Я присутствовал - свидетельствовал ближайший друг Филарета Андрей Николаевич Муравъёв - при отъезде Его 15 мая, и видел, как Он плакал, прощаясь с братиею в церкви подворья, что невольно меня поразило при Его твёрдом характере.
      По какой-то злой иронии судьбы с нашим знаменитым историком С.М.Соловъёвым, здесь в изображении этого глубоко трагического момента нашей отечественной истории за Х1Х век случилась весьма неприятная оказия. В записках своих он писал: "Филарет должен был перестать ездить в Петербург для присутствия в Священном Синоде, где шпоры Обер-Прокурора, гусарского офицера графа Протасова, зацеплялись за Его рясу" и "Троицкая Лавра, Ему подчинённая непосредственно, была местом разгула...", а далее: "В Троице-Сергиевой Лавре плакал незримыми слезами и горячо молился о унижении Православной Церкви, плакал и молился о жестоко поруганной в самом святом ея сокровище - языке: ибо там в Петербурге решили (а это время Аракчеевщины), что Немецкий, Французский, Английский и прочие языки достойны слова Божия, а народный русский, подлый, годится только для комедий и кабаков!( не наблюдаем ли мы ныне то же? примеч.наше)
     Нет нельзя писать русской истории и за Х1Х век без связи с Церковною Историей!"
     Есть мнение, что Московский Святитель был тонкий политик, умел льстить государям и сильным мира. Это раздражает, по-видимому, и С.М.Соловъёва, утверждая, что Фларет рождён быть министром, что Он любил сводить свои беседы на Двор, на Императора, на Свои сношения с Царской Фамилиею". (Ничего здесь удивительного Мы не находим, ведь Филарет был родственником Императоров! примеч.наше).
     Так ли это на самом деле? Возможно, в Нём просто сказывались гены предков? Друзья Его требовали от Него не больше  не меньше, как того, чтобы Он принимал на Себя смелость "останавливать перо монарха", как начертывающего мысли, выражающего волю Самодержца. Так, близкий к Митрополиту А.Н.Муравъёв требовал, чтобы "Он (Филарет) подал неодобрительный голос по поводу решения верховной власти продать наши Северо-Американские владения то есть Аляску, американцам."...В результате был сотворён Акт не о купле-продажи, а об аренде на сто лет под залог, правда этот залог так и не дошёл до России!
      Так известно и влияние Митрополита Филарета и на нашего великого отечественного поэта А.С.Пушкина, выразившего однажды своё религиозное сомнение в стихотворении:
                  
 
 
                 Дар напрасный, дар случайный,
                 Жизнь, зачем ты мне дана?
                 Иль зачем судьбою тайной
                 Ты на казнь обречена?
 
                  Кто меня враждебной властью
                  Из ничтожества воззвал,
                  Душу мне наполнил страстью,
                  Ум и сердце взволновал?
 
                  Цели нет передо мною:
                  Сердце пусто, празднен ум,
                  И томит меня тоскою
                  Однозвучной жизни шум.
 
 
     На что Святитель Филарет ответил пииту Своим стихотворением:
 
 
                  Не напрсно, не случайно
                  Жизнь от Бога Мне дана.
                  Не без воли Бога тайной
                  И на казнь осуждена.
 
                  Сам Я своевольной властью
                  Зло из тёмных бездн воззвал,
                  Душу сам наполнил страстью,
                  Ум сомненьем взволновал.
 
                  Вспомнись Мне, забытый Мною!
                  Просияй сквозь сумрак дум!
                  И созиждется Тобою
                  Серце чисто, правый ум!
 
 
      И А.С.Пушкин, уличённый в своём сомнении, посвящает Святителю Филарету своё общеизвестное стихотворение- стансы, в котором преклоняется пред духовным Его опытом:
 
 
                  В часы забав иль праздной скуки,
                  Бывало лире я моей вверял
                  Изнеженные звуки
                  Безумства, лени и страстей.
             
                  Но и тогда струны лукавой
                  Невольно звон я прерывал,
                  Когда Твой Голос величавый
                  Меня внезапно поражал.   
 
                  Я лил потоки слёз нежданных, 
                  И ранам совести моей
                  Твоих речей благоуханных
                  Отраден чистый был елей.
 
                  И ныне с высоты духовной
                  Мне руку простираешь Ты,
                  И силой кроткой и любовной
                  Смиряешь буйные мечты.
 
                  Твоим огнём душа напита
                  Отвергла мрак земных сует,
                  И внемлет лире Серафима
                  В священном ужасе поэт.
 
     Однако в рукописи стансов третья строфа написана несколько иначе и вполне соответствует рифме:
 
                  Твоим огнём душа согрета
                  Отвергла блеск земных сует,
                  И внемлет лире Филарета
                  В священном ужасе поэт.
 
     А.С.Пушкин скрыл истинное значение своего стихотворения, опасаясь, чтобы читателю не вспомнилось, как неодинаково относились к нему два митрополита Московский и Санкт-Петербургский: первый тронул Пушкина силой своего слова, так, что поэт свои стансы, посвящённые Филарету, показал Ольге Сргеевне; благодаря второму Александр Сергеевич едва не угодил в Сибирь. Но изменение предпоследней строфы стансов привело не только к сокрытию предмета посвящения, но послужило возвеличиванию Московского Святителя до ипостаси Серафима(пламенеющего).              
 
Категория: Статьи Главы ОКРС | Добавил: gepokamp (25 Ноя 2010) | Автор: MONARH
Просмотров: 687 | Рейтинг: 0.0 |

Комментарии
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz